Новогодние каникулы — один из самых «жарких» периодов для музеев: родители, вдохновлённые отсутствием у детей занятий в школе, ведут их прикоснуться к прекрасному. Однако в музее оказывается, что всё не так просто: чинно развешенные по стенам картины мало что могут сказать глазу неопытного зрителя.

Что нужно знать, чтобы познакомить ребёнка с мировой живописью, не заблудившись в терминологии? Как объяснить картины Пикассо тому, чей зрительский опыт пока ограничивался только иллюстрациями в учебниках? Как вообще говорить с ребёнком о живописи?

Сегодня пытаемся разобраться в этом с преподавателями Ассоциации репетиторов.

Ис-кусс… что?

Даже взрослых можно заставить вытянуться по струнке, предложив «поговорить об искусстве». Само по себе слово «искусство» звучит как некая тайна, как высшее знание, до которого нужно дотянуться. И когда мы обещаем ребёнку, что сейчас будем знакомиться с этим самым «искусством», совсем необязательно реакцией будет бурный восторг.

Почему это — искусство, а это — нет? Чем фотография с телефона, сделанная на ходу, отличается от произведения искусства — и отличается ли вообще?

Гайк Левонович, выпускник академии архитектуры и искусств Южного федерального университета и член союза архитекторов России, даёт весьма масштабную общую оценку:

«Вместе с эволюцией социальных и эстетических норм и оценок искусством получила право называться  любая деятельность, направленная на созидание выразительных форм в соответствии с эстетическими идеалами. В масштабе всего общества искусство — особый способ познания и отражения действительности,  одна из форм общественного сознания и часть духовной культуры человека».

Прекрасное близко

Рискнем предположить, что такое объяснение удовлетворит скорее родителей, но не детей. Как же быть с последними? Как объяснить им, с чем вам предстоит иметь дело?

«Вопрос, чем отличается произведение искусства от простого рисования, задают не только школьники, но часто и взрослые, — рассказывает Людмила Львовна, выпускница Московского высшего художественно-промышленного училища имени С.Г. Строганова. — Когда я училась в художественной школе, нам объясняли, что во всем, что мы делаем, должно присутствовать решение, или идея. Нужно посмотреть вокруг и увидеть в простых вещах, которые видят каждый день сотни людей, что-то особенное. Например, светлый силуэт домов на фоне темного неба, интересный ритм деревьев, облаков и птиц и т. д. Этот особенный взгляд на мир и отличает художника, а увиденное им решение, выраженное при помощи карандашей и красок, отличает произведение искусства».

«Особенный взгляд на мир»

Это волшебное словосочетание — «особенный взгляд на мир» — особенно хорошо для того, чтобы начать разговор о визуальных искусствах, притом одинаково хорошо для детей любого возраста. Однако начиная этот разговор, стоит помнить о возрастных категориях: от них зависит то, как именно вы будете выстраивать беседу с детьми.

«Когда мы говорим об искусстве, — комментирует психолог Анастасия Михайловна — в целом, детей можно условно разделить на три возрастные группы: самые младшие (5-7 лет), средняя возрастная группа — 8-10 лет,  и самые старшие — от 11 до 13 и старше. Конечно, возрастная граница подвижная, но на неё стоит ориентироваться, если вы хотите отыскать самый простой путь, чтобы заинтересовать ребёнка разговором о прекрасном».

Те же возрастные периоды выделяет и автор книги «Как говорить с детьми об искусстве?» искусствовед Франсуаза Барб-Галль: по её мнению, возраст ребёнка не только формирует особенности дискурса, но и заставляет обращать внимание на совершенно разные вещи.

Прекрасное близко

Так, в самом раннем возрасте детей гораздо больше интересуют яркие и контрастные цвета (вроде тех, что используются в конструкторе «Лего»), иллюзорная трёхмерность изображения (например, когда фактура прорисована так чётко, что её хочется потрогать) и яркие узнаваемые эмоции людей, а также элементы пейзажа.

Самым маленьким зрителям будет проще всего понять картину, на которой изображено что-то, что привычно видеть в повседневной жизни — те же движения, те же действия, что он наблюдает дома или в школе. Интереснее всего для них, разумеется, обсуждать не любимый вопрос преподавателей литературы — «Что хотел сказать автор?», — а самые простые вещи:

— Что тут происходит?

— Ты помнишь что-нибудь похожее?

— Это ярко или тускло?

— Линии толстые или тонкие?

«Для младшего школьного возраста, — отмечает Анастасия Михайловна — важнее всего узнать то, что нарисовано на картине. «Я где-то это видел!», «Я хочу это рассмотреть!» — это та самая реакция, которая свидетельствует, что ребёнку интересно. Глубина анализа совершенно не важна, куда ценнее будет научиться видеть в картине объект, достойный того, чтобы его заметили, около него остановились. Именно это и должно стать основой дальнейшего разговора об искусстве».

Людмила Львовна добавляет: сами по себе занятия живописью также могут стать хорошим подспорьем для такого разговора.

«Чтобы заинтересовать ребенка живописью, важно не дать ему скучать на занятиях. Для этого необходимо постоянно знакомить его с разными живописными техниками: гуашь, акварель, масло, пастель, цветные карандаши, маркеры, смешанная. техника. В результате, ребенок начинает придумывать новые, собственные способы выражения своих мыслей на бумаге».

Прекрасное близко

Кстати, разнообразные техники и материалы — одна из вещей, которые интересуют школьников более старшего возраста, поэтому один из вопросов, который можно задать школьнику 8-10 лет, чтобы наверняка увлечь его разговором об искусстве — «Как ты думаешь, как это сделали?». Ещё один проверенный способ — выбирать картины, на которых разворачивается какой-то сюжет. Особенно хорошо, если среди персонажей легко можно узнать «хорошего» и/или «плохого», добро и зло, различить сильных и слабых. Чем более эмоционально заряжена картина, тем больше она увлечёт ребёнка — и тем больше поводов поговорить о ней у вас будет.

«Детей в этом возрасте действительно очень интересует сюжет, — объясняет Анастасия Михайловна. — Но есть ещё одна «лазейка», о которой стоит помнить: ничто так не завораживает школьников в этом возрасте, как фантазийные миры. И совершенно неважно, идёт ли речь о Древнем Египте или о планете Нибиру, главное — что это где-то «там», где всё совсем другое».

Этой увлечённостью можно грамотно воспользоваться, объяснив, как в разных мифологических и исторических сюжетах разворачиваются вечные человеческие драмы. Их же можно поискать для разнообразия и в более понятных и близких образцах — например, в современных комиксах (и здесь уже можно предложить ребёнку рассказать вам обо всём, что вы упустили — а упустили вы наверняка немало).

Символы, расшифровки, нюансы

Такие тонкости, как символическая нагрузка картины, роль её в биографии художника и тому подобные вещи начинают интересовать детей уже ближе к подростковому возрасту — обычно после одиннадцати лет.

«Подростки уже живо интересуются не только тем, кто нарисован на картине, но и тем, кто её писал: его жизнью, его техникой, его секретами», — говорит Анастасия Михайловна. «Это очень благодатный момент для родителей, которые сами хотели бы узнать больше об искусстве: достаточно немного подтолкнуть ребёнка в нужном направлении — и он сам расскажет вам всё, о чём вы не знали, но очень хотели спросить».

Прекрасное близко

Гайк Левонович также уверен, что лучший способ приобщить ребёнка к своему интересу к искусству — пригласить его к совместным действиям:

«Дети любят подражать взрослым и помогать им. Поэтому лучший способ приобщить их к чему-либо — это «делай как я, делай лучше меня».

Поэтому идея позвать ребёнка на выставку — не такая уж плохая идея. При условии, что это происходит не под лозунгом «идём в культуру», а «пойдём посмотрим, как на этот мир смотрят другие». В этом, кстати, есть отличный развивающий момент и для родителей: шанс, что вам откроют глаза на удивительные вещи, которые были перед глазами «всё это время», но не обращали на себя ваше внимание, очень велик. Для этого достаточно увлечённого исследователя рядом с вами: он сам всё покажет и расскажет.

Высоко, выше, ещё выше

Напоследок — предостережение. Как и любая другая область, требующая определённой подготовки, искусство создаёт вокруг себя невидимую ауру труднодостижимости, элитарности. Она может легко отпугнуть, особенно если всячески подчёркивать её, приглушая голос и делая таинственные умолчания. Постарайтесь этого избежать. Сделайте поход в музей праздником, а разговор о живописи — таким же непринуждённым, как, скажем, беседа о мультфильмах.

Прекрасное близко
Мудрая сова 12 января 2018